История прихода

История прихода Богоявления «на Острову»

Село Богоявленское, что на Острову, рас­полагалось на левом берегу реки Волги вблизи деревни Хопылево. Здесь прежде находился Богоявленский мужской монастырь, основан­ный в начале XVI века на небольшом острове на реке Волге, а позднее из-за затопления па­водковыми водами, перенесенный науказанное место. Но привязка «островной» сохранилась в его наименовании с давнего времени. В 1760- е годы небольшой монастырь был упразднен и обращен в приходскую церковь. Название села постепенно замещалось названием деревни и в наше время известно как деревня Хопылево. Здесь в церкви Богоявления в 1745 году был кре­щен прославленный адмирал русского флота Федор Ушаков, родившийся неподалеку в сель­це Бурнаково. На шоссе Рыбинск — Тутаев по левому берегу установлен памятный знак, ука­зывающий на поворот к церкви Богоявления, расположенной под горой на берегу Волги.

Исторических сведений о Богоявленском Островном монастыре до нашего времени со­хранилось немного. Происхождение обители не связано со сказаниями о явленных и чудо­творных иконах или о великих подвижниках. Она управлялась игуменами и, ко времени упразднения в летописи монастыря их значи­лось 35 имен. Ей принадлежали селения ста­ринных Вольской и Усть-Шехонской волостей располагавшихся по реке Шексне. Известна переписка второй половины XVII века мона­стырской братии по поводу самоуправства окрестных помещиков и дерзости романов­ских целовальников, посмевших открыть ка­бак вблизи монастырских стен. В начале XVIII века за монастырем числилось 430 душ кре­стьян. В середине XVIII века сохранились до­кументы о повышении довольствия живших при монастыре отставных солдат, после их же­нитьбы. Так отставной капрал Мирон Цапин в июне 1760 года был определен на жительство и «указное пропитание, будучи холостым, а ныне в прошлом месяце женился и просит вы­делить пропитание как для женатых солдат». Определением провиантской экономической канцелярии ему выделено для пропитания с женой муки ржаной по шесть четвертей и ржи по три четверти.

В 1764 году в результате реформ Екатерины II многие небольшие монастыри, лишившиеся принадлежавших им земель с крепостными де­ревнями, были упразднены. В их числе оказался и Богоявленский Островной монастырь, обра­щенный в приходскую церковь. Составленная в 1766 году опись монастырских строений дает их подробное описание, почти все из них — де­ревянные. По периметру монастырь окружала прямоугольная рубленная деревянная ограда с размером по сторонам 150 на 130 метров, с надвратной церковью. Среди хозяйственных построек значились уже изрядно обветшавшие поварня, хлебня, два амбара, погреб, сушило и приворотная изба, а также корпус братских келий. Свидетелями древности монастыря были долгие годы сохраняемые на приходском кладбище надмогильные плиты из белого кам­ня с надписями старинной вязью. На одной из них было написано: «Лета 7096 (1588) году генваря 31 дня на память святых чудотворцев Кира и Иоанна преставися раб Божий князь Никита сын Янгилеевский». На другой мож­но было прочитать следующую надпись: «Лета 7125 (1617) года августа в 18 день на память святых мучеников Флора и Лавра преставися раба Божия (неразборчиво) Янгилевича сына Кутумова (далее надпись была утрачена до слов) … во иноцех схимница Елена». Надпись на третьей плите сообщала: « Лета 7177 (1699) июля в 24 день на память святых страстотерп­цев русских князей двух братьев Бориса и Глеба во святом крещении Романа и Глеба преставися раб Божий Борис Косьмин Берсенев, пожив от рождения своего 54 года».

Храм Богоявления Господня

Единственным, сохранившимся от древ­него монастыря зданием является пятиглавый Богоявленский собор, построенный в 1701 году. Поднятый на высокий подклет, массивный чет­верик церкви, опоясан с северной и западной сторон широкими галереями, утвержденными на мощной аркаде. С востока к нему примыкают апсиды алтарей нижней и верхней церквей и Казанского придела, устроенного в северной галерее. С западной стороны, над лестницей, ведущей на галереи, выстроена шатровая вось­мигранная колокольня, утвержденная на осно­вании кубической формы, прорезанном арка­ми. Длина Богоявленской церкви — 19 метров ширина — 13 метров и высота — 32 метра.

Композиционно Богоявленский храм на­поминает известные более ранние архитектурные памятники ярославского зодчества XVII века, такие как Введенский собор Толгского монастыря или Крестовоздвиженский собор Романов-Борисоглебска. Конструктивной осо­бенностью хопылевской церкви является двухстолпие. В её интерьере своды опираются на два столпа, а не на четыре, как это принято в ярос­лавском зодчестве XVII века. Это позволило освободить внутреннее пространство церкви и обеспечить более цельное восприятие интерье­ра. В то же время этот прием оказал влияние и на оформление внешнего облика. Сложная система сводов храма позволила сделать световым только барабан центральной главы, а четыре угловые — сделаны глухими. Для компенсации недостатка освещения интерьера строители отказались от устройства галереи на южной стороне, что позволило сделать здесь допол­нительный ярус окон. Оформление фасадов церкви выполнено в традициях допетровской эпохи и отличается интересным своеобразием каждого фасада, обусловленного композици­онными отличиями. Лишенная галереи и обра­щенная к Волге южная стена церкви исполняет роль парадного фасада и имеет самое богатое декоративное оформление. Широкие лопатки, делящие фасад на три прясла, пересекает меж­дуэтажный поясок поребрика, при этом вос­точное прясло здесь значительно шире других. Центральная декоративная закомара прореза­на нишей-киотом с килевидным обрамлением, а две другие закомары прежде имели фреско­вые росписи. Богатство оформления фасада дополняют оконные наличники сразу же трех типов: с одним килевидным кокошником, со сдвоенными кокошниками и со сдвоенными треугольными фронтончиками. Подобные наличники использованы и в оформлении ал­тарных окон восточного фасада. Здесь же про­должается и междуэтажный пояс поребрика, охватывая далее весь периметр здания.

Интересен северный фасад храма, тон ко­торому задает объем пристроенной галереи. Её невысокие опорные столбы с монотонной аркадой первого этажа и арочные оконные проемы галереи создают ощущение провин­циальной неброской торжественности, особо заметное на фоне массивного объема самого храма. Выше галереи, северная стена, в верхней части восточного и западного прясел имеет окна, оформленные наличниками с парными треугольными фронтончиками, а центральное прясло вообще не имеет окон. Сама галерея оформлена богатым многообразием декора­тивных форм. Здесь можно увидеть многоо- бломный карниз, квадратные ниши-ширинки, широкие междуоконные лопатки и проходя­щий пояс поребрика, которые усиливают пла­стическое богатство северного фасада.

Западный фасад церкви оформляет ша­тровая колокольня с сильно вытянутыми по высоте проемами яруса звона, оформленными архивольтами. Грани восьмигранного стол­па оформляют широкие лопатки, а ребра ша­тра подчеркнуты тонкими валикамигуртами. Проемы слуховых окон в шатре оформлены треугольными наличниками, исполненными в невысоком рельефе. Храм был покрыт тесо­вой кровлей, которая уступила место железной только в 1815 году, когда была перекрыта под­рядчиком Ярославского уезда Норской слобо­ды купцом Федором Угрюмовым.

Под колокольней находится лестница, веду­щая на галерею летнего храма, вход в который оформлен богато украшенным перспектив­ным порталом с дыньками. Пол в летней церк­ви был выстлан чугунными плитами, а свод, стены и частью столпы расписаны стенным писанием на сюжеты истории Нового Завета. Эти росписи исполнялись в несколько этапов в разные годы и разными иконописцами. Так, в1841 году придворным живописцем господи­на Клементьева сель­ца Шашкова Иваном Григорьевым бы л и рас­писаны стены алтаря. В 1842 году, несколь­ко настенных клейм в самой церкви были написаны мещани­ном Норской слободы Василием Петровичем Голубятниковым. В 1893 году крестья­нином Ярославского уезда села Великого Дмитрием Иванови­чем Болотовым была «исправлена» живо­пись в алтаре и цен­тральном куполе и вы­чищен иконостас. Долгие годы в Богоявленской церк­ви сохранялся столяр­ной работы иконостас «древней архитектуры в четыре яруса с накладною, и местами выре­занною на иконостасе резьбою, с двумя у цар­ских врат небольшими витыми, а по сторонам двенадцатью резными накладками». Гладь иконостаса были выкрашены темно-зеленой кра­ской, а резьба местами по зеленому и местами по голубому полю частью окрашена, а частью позолочена, также как и каждая из его накладок были до половины позолочены.

Царские врата с полукружием наверху, не имели украшений, и на них находились изобра­жения Распятия и Воскресения Христова древ­него письма. По сторонам царских врат находи­лись местами посеребренные и позолоченные две обрезные фигуры ангелов с рипидами.

В местном ряду, с правой стороны царских врат, помещался храмовый образ Крещения Господня, украшенный окладом с полями из басменного серебра, с серебряными ризами и венцами на изображенных фигурах. Вокруг об­раза, на отдельной доске были изображены чу­деса Христовы и лики разных святых без украшений. Далее находилась Владимирская икона Божией Матери, поля которой украшал сере­бряный оклад с венцом и цатою беспробного серебра. Вокруг иконы, на отдельной доске «в приписи», были изображены разные явления этого образа и лики разных святых без украше­ний. Рядом помещался образ святителя Леонтия Ростовского в серебряном окладе с полями ба­сменного серебра с позолотой и таковыми же позолоченными венцами. Вокруг этой иконы, «в приписи» на отдельной доске, были изображены сцены из жития святого, а по сторонам.  лики разных святых. Далее в этом ряду была устроена южная дверь иконостаса с изображе­нием на ней апостола Филиппа, а над нею был помещен образ Божией Матери «Знамение» с двумя херувимами без украшений. Рядом с дверью около стены был поставлен небольшой образ Божией Матери «Владимирская», с по­золоченным окладом, полями, венцом и цатою басменного серебра, в венце вставлены восемь простых камней разного цвета. Этот образ был вставлен в другую икону, написанную на отдельной доске, вверху которой был изобра­жен Спаситель, а по её сторонам предстоящие Антоний и Феодосий Печерские с другими свя­тыми, украшенные небольшими позолоченны­ми венчиками басменного серебра. Здесь же, «в «приписи» на отдельной доске, помещалось изображение явлений Божией Матери и лики святых. На повороте иконостаса вдоль южной стены был поставлен образ Введения во храм Пресвятой Богородицы в позолоченных окла­де, полях, с пятью венчиками из басменного серебра. В приписи к этой иконе, на отдельной доске изображались иллюстрации из земной жизни Божией Матери, а по сторонам изображения разных святых.

С левой стороны царских врат находилась небольшая Казанская икона Божией Матери, украшенная позолоченными ризой и венцом с сиянием из безпробного серебра. Возглавие иконы было вынизано натуральным жемчугом. Эта икона была вставлена в другую, большего размера, на которой были изображены чудеса от Казанской иконы, украшенные серебряным окладом.* В «приписи» иконы, без украшений на­ходились явленные изображения Божией Матери и разных святых. Рядом помещалась другая ико­на местного ряда с Печерским образом Божией Матери с предстоящими святителями Николаем Чудотворцем и Леонтием Ростовским, украшенная по­золоченными окладом, по­лями и венцами с цатою из басменного серебра. В «при- писи» к этой иконе на от­дельной доске, были изобра­жены сцены «Поклонение волхвов», «Бегство в Египет», «Сретение Господне» и дру­гие изображения. Далее на­ходилась Смоленская икона Божией Матери в окладе на полях, с венцами и цатами из басменного серебра. В «при- писи» к этой иконе были изображены Благовещение Пресвятой Богородицы, Рождество Христово и дру­гие изображения. Далее местный ряд продолжала се­верная дверь иконостаса с изображением архидиакона Стефана, а над нею помещал­ся Нерукотворный Образ Спасителя с двумя ангелами. Рядом с дверью находился образ Божией Матери «Всех Скорбящих Радосте», укра­шенный двенадцатью венчи­ками безпробного серебра. Далее у стены, также в первом ряду иконостаса, был постав­лен образ святителя Николая Чудотворца с позолоченными окладом, полями, венцом с цатою из басменного серебра. Здесь же, в «приписи» на от­дельной доске было изобра­жено житие святителя. На пово­роте иконостаса по северной стене находилась Смоленская икона Божией Матери с предстоя­щими Иоанном Предтечей и другими святыми. Оклад, поля и пять венцов иконы были изго­товлены из басменного серебра с позолотой. В «приписи», на отдельной доске, было изобра­жено житие Иоанна Предтечи.

Во втором ярусе иконостаса в центре, в от­дельном клейме, был помещен образ Отечества, по сторонам которого находились двенадцать икон двунадесятых праздников и два изобра­жения — Страстей Господних и Воскрешение Лазаря. Все иконы этого ряда были старинного письма.

В середине третьего яруса был изображен Господь Вседержитель, по сторонам которо­го помещались изображения Божией Матери, Иоанна Предтечи и двенадцати апостолов. Все иконы также древнего письма.

В центре четвертого яруса иконостаса на­ходился образ Божией Матери, именуемый «Знамение», по сторонам которого помеща­лись четырнадцать икон с изображением про­роков древнего письма.

В центре над иконостасом помещалось Распятие с предстоящими древнего иконного письма, а за ним на стене был изображен вид града Иерусалима. В 1879-1881 годах этот древ­ний иконостас был заменен новым, изготовлен­ным рыбинским купцом Павлом Сотсковым, часть икон для которого были написаны вновь, а часть, в основном местного ряда сохранена от старого иконостаса. Новый иконостас был устроен также в четыре яруса в новом стиле, основным отличием которого было написание новых икон праздничного, деисусного и про­роческого рядов с использованием золоченого фона. Клиросы в церкви были столярной работы, выкрашенные краской. У правого клироса был поставлен киот, оклеенный красным деревом с позолоченными наверху резными символами Нового и Ветхого Заветов. В нем, в позолочен­ной раме за стеклом, находился чтимый в при­ходе Боголюбский образ Божией Матери с пред­стоящими святыми, украшенный серебряной ризой и двумя венцами со стразами. У левого клироса, в таковом же киоте большего размера, помещался образ Воскресения Христова с изображением около него Страстей Господних и двунадесятых праздников греческого письма.

Кроме этого интерьер церкви дополняли другие киоты, размещенные около столпов, поддерживающих церковный свод и в боковых простенках. Здесь можно было увидеть хра­мовую икону Богоявления, образ святых апо­столов Петра и Павла, Казанскую, Иверскую и Смоленскую иконы Божией Матери и образ Её «Знамение». Все эти иконы были греческого письма, часть из них имела серебряные позолоченные украшения. В простенке южной стены в большой раме, отделанной под черное дере­во находилось изображение Снятия со Креста, написанное в живописной манере на полотне. В алтаре Богоявленского храма на свя­том престоле долгие годы хранился антиминс священнодействованный митрополитом Ростовским и Ярославским Арсением в 1760 году. Жертвенник главного алтаря, размещался в отдельной апсиде с левой стороны. На горнемместе, у престола в киоте, оклеенном красным деревом с позолоченной внутри резьбой за стеклом, был помещен образ Божией Матери «Знамение», украшенный серебряной ризой и двумя позолоченными венцами. В венце Божией Матери были вставлены три разно­цветных камня, а на двух финифтяных встав­ках сделаны соответствующие надписи. Вся эта икона была вставлена в старинный серебряный оклад весом около 2 килограммов. По сторо­нам этого киота размещались выносные запре­стольные крест и богородичная икона.

В правой алтарной апсиде храма был устроен небольшой придел святителя Леонтия Ростовского чудотворца. Помещение алтаря этого придела было столь мало, что жертвен­ник здесь пришлось разместить в особо устро­енной стенной нише.

Особый интерес вызывал старинный ико­ностас этого придела, с древними царскими вратами, которые по возрасту явно были стар­ше самой Богоявленской церкви. Их створки состояли из двух частей, нижней в виде пря­моугольника, и верхней в виде двух дуг, по ко­торым была положена резная позолоченная накладка. На них находились шесть клейм в виде пятиглавых позолоченных храмов, а гла­вы на них были посеребренными. В этих клей­мах помещались традиционные изображения Благовещения Пресвятой Богородицы и четы­рех евангелистов. Кроме этого на царских вра­тах находились ещё пятнадцать изображений разных святых, а над вратами располагались ещё два клейма в виде пятиглавых храмов с изображением Тайной Вечери. Сам иконостас был устроен в два яруса, столярной работы, выкрашен зеленой краской, а резьба и рамы икон позолочены. Верх иконостаса выполнен полу­кругом, сообразуясь со сводом придела.

В этом иконостасе, с правой стороны царских врат, размещался образ Господа Вседержителя с предстоящим преподобным Сергием Радонежским, а рядом с ним образ святителя Леонтия Ростовского чудотворца. С левой стороны царских врат находилась не­большая Смоленская икона Божией Матери с «чудесами», написанными на отдельной доске. Далее размещалась северная дверь иконостаса с изображением на ней мученика Христофора.

В центре второго яруса находился образ Господа Вседержителя сидящего на престоле, а по сторонам располагались предстоящие Божия Матерь и Иоанн Предтеча и два ангела. Этот древний иконостас Леонтьевского приде­ла с царскими вратами сохранялся до закрытия церкви в советское время.

В галерее северной стороны Богоявленского храма располагался ещё один придел в честь Казанской иконы Божией Матери. Сюда можно было пройти как с за­падной галереи, так и непосредственно из самой Богоявленской церкви через проход в северной стене.

Казанский придел имел двухъярусный иконостас, выкрашенный кармином и украшенный накладной позолоченной резьбой и четырьмя, также позолоченными колон­нами, установленными на тумбах, и поддер­живающими позолоченный карниз.

Резные позолоченные царские вра­та имели традиционные изображения Благовещения Пресвятой Богородицы и че­тырех евангелистов, размещенных в шести клеймах. Над царскими вратами в позоло­ченном резном сиянии помещалось изобра­жение Святого Духа в виде голубя.

С правой стороны царскихврат, среди ко­лонн, в позолоченной резной раме находил­ся небольшой образ Господа Вседержителя, сидящего на престоле, в серебряных ризе и чеканном венце. Рядом с ним, в таковой же раме, помещались два небольших Казанских образа Божией Матери в серебряных ри­зах и венцах, и далее ещё образ явления Божией Матери преподобному Сергию Радонежскому.

С левой стороны царских врат располагал­ся храмовый Казанский образ Божией Матери, украшенный серебряными чеканными ризой и венцами. Рядом с ним была устроена северная боковая дверь иконостаса с изображением на ней благоразумного разбойника.

Второй ярус иконостаса состоял из икон деисусного чина, в составе центральной иконы Господа Вседержителя и предстоящих Божией Матери, Иоанна Предтечи, двух ангелов и апо­столов Петра и Павла. В завершении, над ико­ностасом, во фронтоне, в резном позолочен­ном клейме помещалось изображение Тайной Вечери. Этот иконостас также сохранялся до закрытия церкви в советское время.

В самом Казанском приделе, с правой сто­роны от иконостаса, в позолоченной резной раме на столярной тумбе был поставлен образ Господа Вседержителя. Рядом с ним помеща­лась Казанская икона Божией Матери в сере­бряном окладе и таковой же цате басменного серебра. С левой стороны, у клироса, находился образ святого пророка Илии. Вверху его была изображена Казанская икона Божией Матери с избранными предстоящими святыми, а на по­лях её были изображены священномученники Власий и Тихон Чудотворец. Пол в Казанском приделе был устроен деревянный.

Сводчатый подклет Богоявленского храма был приспособлен для богослужений в зимнее время, и для этого здесь были устроены два те­плых придела. Его пространство освещалось девятью небольшими окнами, и отапливалось одной кирпичной печью, отделанной с двух сто­рон изразцами, и второй, подвижной железной печью «немалого размера» с железной трубой. Своды и стены нижней церкви были побелены известью и не имели стенного писания.

Теплый придел Введения вохрам Пресвятой Богородицы имел одноярусный иконостас, выкрашенный вместе с шестью колоннами и четырьмя полуколоннами темно-голубой кра­ской. Рамы для икон и по приличным местам положенная резьба были позолочены. Резные позолоченные царские врата имели традици­онные изображения Благовещения Пресвятой Богородицы и четырех евангелистов, помещенных в пяти клеймах, а над вратами устроена резная чаша Нового Завета с крестом.

С правой стороны царских врат, помещал­ся Нерукотворный Образ Спасителя, «с приписью» на отдельной доске Страстей Христовых, погребения Христаи изображением избранных угодников Божиих древнего иконного письма. Рядом с ним, находился образ Божией Матери «Взыскание погибших» с девятью предстоящими ликами разных святых. Далее была устрое­на южная дверь иконостаса с изображением на ней архидиакона Евпла. Рядом, у стены, поме­щался образ святителя Димитрия Ростовского с изображением Божией Матери, именуемой «Ватопедская».

С левой стороны царских врат в иконоста­се был помещен храмовый образ Введения во храм Пресвятой Богородицы, рядом с кото­рым находился образ Коронования Пресвятой Богородицы «с чудесами» и образом Божией Матери «Казанская», которая вставлялась в доску с предстоящими по сторонам архидиа­коном Стефаном и мученицею Александрой. Далее была устроена северная дверь иконо­стаса с изображением на ней архидиакона Стефана. Рядом с ней был помещен образ святителя Николая Чудотворца древнего письма. Над царскими вратами в треугольном фронто­не помещалось изображение Тайной Вечери, а над боковыми дверями иконостаса — резные позолоченные изображения символов Нового и Ветхого Заветов в сиянии. Над всеми мест­ными иконами находились двенадцать резных изображений херувимов с позолоченными крыльями и лучами, отходящими от них.

В этом приделе были также устроены дере­вянные клиросы столярной работы с вызоло­ченными решетками, окрашенными голубой краской. У правого клироса стоял выкрашен­ный голубой краской киот с позолоченной резьбою, в который в зимнее время вставлялся чтимый образ Божией Матери «Боголюбская», переносимый из летней церкви. Икона не­больших размеров вставлялась в доску, на­верху которой было изображено Отечество, а по сторонам два ангела. Рядом в киоте с по­золотой находился образ Петра, митрополита Московского.

Второй теплый придел был посвящен свя­тителю Николаю Чудотворцу. Здесь на престо­ле долгие годы сохранялся святой антиминс, освященный в 1769 году.

Столярной работы одноярусный иконо­стас, окрашенный темно-зеленой краской, имел вверху полукружие сообразно церков­ному своду и позолоченные иконные рамы, и резьбу, а также резные позолоченные цар­ские врата с традиционными изображениями Благовещения Пресвятой Богородицы и че­тырех евангелистов, размещенных в четырех круглых клеймах. Над вратами располагалось резное изображение Святого Духа в виде го­лубя в позолоченном сиянии. Изготовлен этот иконостас был в 1805-1806 годах дворовым столяром Африканом Ивановым, романов­ским иконописцем Иваном Голихиным и по­золотчиком дворовым человеком Михаилом Федоровым. В 1818 году в теплой церкви вновь поновлялся иконостас, делались новые клиро­сы, писались новые царские врата с клеймами и перестилался деревянный пол. Все эти работы были исполнены подрядчиком Пошехонского уезда господина Александра Ивановича Голенищева-Кутузова дворовым человеком Максимом Хазовым. Золочение иконостаса исполнено Ярославской Диевской волости деревни Бегинской крестьянином Василием Михайловым.

В этом иконостасе, с правой стороны цар­ских врат, в позолоченных рамах находились два небольших образа: первый из них — Господа Вседержителя в серебряной ризе и венце и второй образ с изображением девяти угодни­ков Божиих: святителя Димитрия Затворника (?), великомучениц Варвары, Екатерины, Онисифора, Паисия и других в серебряном окладе и таковых же полях. Далее за ними был помещен храмовый образ святителя Николая Чудотворца.

С левой стороны царских врат, в двух по­золоченных рамах также располагались два не­больших образа. Первый из них, украшенная фольгой Казанская икона Божией Матери, на которой риза была вынизана китайским жем­чугом с простыми камешками разных цве­тов. Второй образ — преподобного Феодосия Тотемского чудотворца в медной ризе и венце.

Вверху иконостаса в центре полукружия был помещен образ Господа Вседержителя сидящего на престоле, по сторонам которого были изображены пророк Моисей в молении с правой стороны, а с левой — Моление о Чаше. В 1877-1878 годах оба иконостаса теплого хра­ма были заменены новыми, изготовленными рыбинским купцом Павлом Сотсковым, для которых была сохранена часть икон из старого иконостаса.

Восьмигранная каменная колокольня Богоявленской церкви была покрыта по кирпичному шатру железом, окрашенным синей краской. Вход на неё осуществлялся из галереи по деревянной лестнице. Её размеры: длина и ширина по 4 метра и высота — 25 метров. В 1855 году для укрепления фундамента колоколь­ни крестьянином села Давыткова Романов- Борисоглебского уезда Федором Ковалевым у её стен были устроены упорные быки. На ярусе звона находились семь колоколов, из которых самый большой весил 1,77 тонны. В их числе сохранялись два древних колокола. На одном из них была надпись гласящая, что «Лета 7124 (1616) году поставил сей колокол раб Божий старец Киприан Евтихиев сын на Острове Богоявленском к Пресвятой Богородице и к Николе и к Леонтию чудотворцу по своей душе и по своих родителех». На втором колоколе, не- когдабывшем самым большим, была отлитасле- дующая надпись: «Лета 7180 (1762) году марта в 9 день вылит сей колокол Романовского уезда в Островский монастырь чудного Богоявления Госпола Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, пресвятыя Богородицы Введения и всех свя­тых. А дал сей колокол Борисоглебской сло­боды посадский человек Никита Сергеев сын Молодушкин по своему обещанию и по своих родителях, а лил сей колокол мастер Федор Дмитриев сын Маторин».

В церковной ризнице находились многие предметы, древние по возрасту и значимые с исторической точки зрения. Среди них напре­стольное евангелие, отпечатанное в 1681 году и украшенное позолоченным серебром, ма­лый напрестольный крест с частицами мощей. Интересен был местами позолоченный потир беспробного серебра с резными украшениями, изготовленный в 1773 году. На его подножии была вычеканена надпись: «Сосуд господина Силы Игнатьевича Ушакова 84 золотника». Здесь также хранилось серебряное чеканное кадило 1722 года, с выгравированной на верх­ней крышке надписью: «Дал вкладу сие кадило в Романовско уезд в Богоявленско Остроско мрь гдин капитан Василе Алексеевич Берсенев

1722 году при игумне Питириме». Среди исто­рических книг отмечался благовестник бла­женного Феофилакта Болгарского, отпе­чатанный в 1703 году и где по листам была надпись: «Лета от Рождества Христова 1706 февраля в 19 день сию Божественного писа­ния книгу Евангелие Толковое в Пречестную и Святую обитель Богоявления Господня, что в Романовском уезде на Волге на реке в Островской монастырь, царствующего града Москвы подъячего Никифора Мелетьева сына Степанова его мать Агафья Андреева дочь для поминовения душ Мелетия, Никифера и до дни воли Божии о здравии Агафии, Иоанна, Марии, Петра, Екатерины дал вкладу и пояса шелковые».

© А.В. Михайлов, 2016
___________________________________________________________________

О храме Александра Невского Вы можите узнать на его официальном сайте

О храме

________________________________________________________________

В советские годы церкви села Хопылево не избежали участи многих и многих церк­вей разграбленных и оскверненных безбож­ной властью. Здесь ещё в конце 1920-х годов действовала религиозная община, состоящая из 374 человек, совершались традиционные крестные ходы с Боголюбской иконой Божией Матери по деревням прихода, но в конце 1930- х годов церкви были закрыты. Не избежал та­кой участи и древний Богоявленский храм, осматривая который, члены разных комиссий отмечали здесь наличие предметов «историче- ско-художественного» значения. Охраняемый государством древний памятник находится практически в руинированном состоянии, и это несмотря на то, что под его сводами был крещен великий русский адмирал Федор Федорович Ушаков. В последние годы здесь проведены не­отложные работы по консервации здания. Из- за недостатка средств на настоящий момент они приостановлены, но есть надежда, на их возобновление.

© А.В. Михайлов, 2016
_____________________________________________________________________

По материалам книги: Михайлова Александра Владимировича «Церкви Рыбинского уезда». — Рыбинск, 2016.