История прихода Богоявления «на Острову»
Село Богоявленское, что на Острову, располагалось на левом берегу реки Волги вблизи деревни Хопылево. Здесь прежде находился Богоявленский мужской монастырь, основанный в начале XVI века на небольшом острове на реке Волге, а позднее из-за затопления паводковыми водами, перенесенный науказанное место. Но привязка «островной» сохранилась в его наименовании с давнего времени. В 1760- е годы небольшой монастырь был упразднен и обращен в приходскую церковь. Название села постепенно замещалось названием деревни и в наше время известно как деревня Хопылево. Здесь в церкви Богоявления в 1745 году был крещен прославленный адмирал русского флота Федор Ушаков, родившийся неподалеку в сельце Бурнаково. На шоссе Рыбинск — Тутаев по левому берегу установлен памятный знак, указывающий на поворот к церкви Богоявления, расположенной под горой на берегу Волги.
Исторических сведений о Богоявленском Островном монастыре до нашего времени сохранилось немного. Происхождение обители не связано со сказаниями о явленных и чудотворных иконах или о великих подвижниках. Она управлялась игуменами и, ко времени упразднения в летописи монастыря их значилось 35 имен. Ей принадлежали селения старинных Вольской и Усть-Шехонской волостей располагавшихся по реке Шексне. Известна переписка второй половины XVII века монастырской братии по поводу самоуправства окрестных помещиков и дерзости романовских целовальников, посмевших открыть кабак вблизи монастырских стен. В начале XVIII века за монастырем числилось 430 душ крестьян. В середине XVIII века сохранились документы о повышении довольствия живших при монастыре отставных солдат, после их женитьбы. Так отставной капрал Мирон Цапин в июне 1760 года был определен на жительство и «указное пропитание, будучи холостым, а ныне в прошлом месяце женился и просит выделить пропитание как для женатых солдат». Определением провиантской экономической канцелярии ему выделено для пропитания с женой муки ржаной по шесть четвертей и ржи по три четверти.
В 1764 году в результате реформ Екатерины II многие небольшие монастыри, лишившиеся принадлежавших им земель с крепостными деревнями, были упразднены. В их числе оказался и Богоявленский Островной монастырь, обращенный в приходскую церковь. Составленная в 1766 году опись монастырских строений дает их подробное описание, почти все из них — деревянные. По периметру монастырь окружала прямоугольная рубленная деревянная ограда с размером по сторонам 150 на 130 метров, с надвратной церковью. Среди хозяйственных построек значились уже изрядно обветшавшие поварня, хлебня, два амбара, погреб, сушило и приворотная изба, а также корпус братских келий. Свидетелями древности монастыря были долгие годы сохраняемые на приходском кладбище надмогильные плиты из белого камня с надписями старинной вязью. На одной из них было написано: «Лета 7096 (1588) году генваря 31 дня на память святых чудотворцев Кира и Иоанна преставися раб Божий князь Никита сын Янгилеевский». На другой можно было прочитать следующую надпись: «Лета 7125 (1617) года августа в 18 день на память святых мучеников Флора и Лавра преставися раба Божия (неразборчиво) Янгилевича сына Кутумова (далее надпись была утрачена до слов) … во иноцех схимница Елена». Надпись на третьей плите сообщала: « Лета 7177 (1699) июля в 24 день на память святых страстотерпцев русских князей двух братьев Бориса и Глеба во святом крещении Романа и Глеба преставися раб Божий Борис Косьмин Берсенев, пожив от рождения своего 54 года».
Храм Богоявления Господня
Единственным, сохранившимся от древнего монастыря зданием является пятиглавый Богоявленский собор, построенный в 1701 году. Поднятый на высокий подклет, массивный четверик церкви, опоясан с северной и западной сторон широкими галереями, утвержденными на мощной аркаде. С востока к нему примыкают апсиды алтарей нижней и верхней церквей и Казанского придела, устроенного в северной галерее. С западной стороны, над лестницей, ведущей на галереи, выстроена шатровая восьмигранная колокольня, утвержденная на основании кубической формы, прорезанном арками. Длина Богоявленской церкви — 19 метров ширина — 13 метров и высота — 32 метра.
Композиционно Богоявленский храм напоминает известные более ранние архитектурные памятники ярославского зодчества XVII века, такие как Введенский собор Толгского монастыря или Крестовоздвиженский собор Романов-Борисоглебска. Конструктивной особенностью хопылевской церкви является двухстолпие. В её интерьере своды опираются на два столпа, а не на четыре, как это принято в ярославском зодчестве XVII века. Это позволило освободить внутреннее пространство церкви и обеспечить более цельное восприятие интерьера. В то же время этот прием оказал влияние и на оформление внешнего облика. Сложная система сводов храма позволила сделать световым только барабан центральной главы, а четыре угловые — сделаны глухими. Для компенсации недостатка освещения интерьера строители отказались от устройства галереи на южной стороне, что позволило сделать здесь дополнительный ярус окон. Оформление фасадов церкви выполнено в традициях допетровской эпохи и отличается интересным своеобразием каждого фасада, обусловленного композиционными отличиями. Лишенная галереи и обращенная к Волге южная стена церкви исполняет роль парадного фасада и имеет самое богатое декоративное оформление. Широкие лопатки, делящие фасад на три прясла, пересекает междуэтажный поясок поребрика, при этом восточное прясло здесь значительно шире других. Центральная декоративная закомара прорезана нишей-киотом с килевидным обрамлением, а две другие закомары прежде имели фресковые росписи. Богатство оформления фасада дополняют оконные наличники сразу же трех типов: с одним килевидным кокошником, со сдвоенными кокошниками и со сдвоенными треугольными фронтончиками. Подобные наличники использованы и в оформлении алтарных окон восточного фасада. Здесь же продолжается и междуэтажный пояс поребрика, охватывая далее весь периметр здания.
Интересен северный фасад храма, тон которому задает объем пристроенной галереи. Её невысокие опорные столбы с монотонной аркадой первого этажа и арочные оконные проемы галереи создают ощущение провинциальной неброской торжественности, особо заметное на фоне массивного объема самого храма. Выше галереи, северная стена, в верхней части восточного и западного прясел имеет окна, оформленные наличниками с парными треугольными фронтончиками, а центральное прясло вообще не имеет окон. Сама галерея оформлена богатым многообразием декоративных форм. Здесь можно увидеть многоо- бломный карниз, квадратные ниши-ширинки, широкие междуоконные лопатки и проходящий пояс поребрика, которые усиливают пластическое богатство северного фасада.
Западный фасад церкви оформляет шатровая колокольня с сильно вытянутыми по высоте проемами яруса звона, оформленными архивольтами. Грани восьмигранного столпа оформляют широкие лопатки, а ребра шатра подчеркнуты тонкими валикамигуртами. Проемы слуховых окон в шатре оформлены треугольными наличниками, исполненными в невысоком рельефе. Храм был покрыт тесовой кровлей, которая уступила место железной только в 1815 году, когда была перекрыта подрядчиком Ярославского уезда Норской слободы купцом Федором Угрюмовым.
Под колокольней находится лестница, ведущая на галерею летнего храма, вход в который оформлен богато украшенным перспективным порталом с дыньками. Пол в летней церкви был выстлан чугунными плитами, а свод, стены и частью столпы расписаны стенным писанием на сюжеты истории Нового Завета. Эти росписи исполнялись в несколько этапов в разные годы и разными иконописцами. Так, в1841 году придворным живописцем господина Клементьева сельца Шашкова Иваном Григорьевым бы л и расписаны стены алтаря. В 1842 году, несколько настенных клейм в самой церкви были написаны мещанином Норской слободы Василием Петровичем Голубятниковым. В 1893 году крестьянином Ярославского уезда села Великого Дмитрием Ивановичем Болотовым была «исправлена» живопись в алтаре и центральном куполе и вычищен иконостас. Долгие годы в Богоявленской церкви сохранялся столярной работы иконостас «древней архитектуры в четыре яруса с накладною, и местами вырезанною на иконостасе резьбою, с двумя у царских врат небольшими витыми, а по сторонам двенадцатью резными накладками». Гладь иконостаса были выкрашены темно-зеленой краской, а резьба местами по зеленому и местами по голубому полю частью окрашена, а частью позолочена, также как и каждая из его накладок были до половины позолочены.
Царские врата с полукружием наверху, не имели украшений, и на них находились изображения Распятия и Воскресения Христова древнего письма. По сторонам царских врат находились местами посеребренные и позолоченные две обрезные фигуры ангелов с рипидами.
В местном ряду, с правой стороны царских врат, помещался храмовый образ Крещения Господня, украшенный окладом с полями из басменного серебра, с серебряными ризами и венцами на изображенных фигурах. Вокруг образа, на отдельной доске были изображены чудеса Христовы и лики разных святых без украшений. Далее находилась Владимирская икона Божией Матери, поля которой украшал серебряный оклад с венцом и цатою беспробного серебра. Вокруг иконы, на отдельной доске «в приписи», были изображены разные явления этого образа и лики разных святых без украшений. Рядом помещался образ святителя Леонтия Ростовского в серебряном окладе с полями басменного серебра с позолотой и таковыми же позолоченными венцами. Вокруг этой иконы, «в приписи» на отдельной доске, были изображены сцены из жития святого, а по сторонам. лики разных святых. Далее в этом ряду была устроена южная дверь иконостаса с изображением на ней апостола Филиппа, а над нею был помещен образ Божией Матери «Знамение» с двумя херувимами без украшений. Рядом с дверью около стены был поставлен небольшой образ Божией Матери «Владимирская», с позолоченным окладом, полями, венцом и цатою басменного серебра, в венце вставлены восемь простых камней разного цвета. Этот образ был вставлен в другую икону, написанную на отдельной доске, вверху которой был изображен Спаситель, а по её сторонам предстоящие Антоний и Феодосий Печерские с другими святыми, украшенные небольшими позолоченными венчиками басменного серебра. Здесь же, «в «приписи» на отдельной доске, помещалось изображение явлений Божией Матери и лики святых. На повороте иконостаса вдоль южной стены был поставлен образ Введения во храм Пресвятой Богородицы в позолоченных окладе, полях, с пятью венчиками из басменного серебра. В приписи к этой иконе, на отдельной доске изображались иллюстрации из земной жизни Божией Матери, а по сторонам изображения разных святых.
С левой стороны царских врат находилась небольшая Казанская икона Божией Матери, украшенная позолоченными ризой и венцом с сиянием из безпробного серебра. Возглавие иконы было вынизано натуральным жемчугом. Эта икона была вставлена в другую, большего размера, на которой были изображены чудеса от Казанской иконы, украшенные серебряным окладом.* В «приписи» иконы, без украшений находились явленные изображения Божией Матери и разных святых. Рядом помещалась другая икона местного ряда с Печерским образом Божией Матери с предстоящими святителями Николаем Чудотворцем и Леонтием Ростовским, украшенная позолоченными окладом, полями и венцами с цатою из басменного серебра. В «при- писи» к этой иконе на отдельной доске, были изображены сцены «Поклонение волхвов», «Бегство в Египет», «Сретение Господне» и другие изображения. Далее находилась Смоленская икона Божией Матери в окладе на полях, с венцами и цатами из басменного серебра. В «при- писи» к этой иконе были изображены Благовещение Пресвятой Богородицы, Рождество Христово и другие изображения. Далее местный ряд продолжала северная дверь иконостаса с изображением архидиакона Стефана, а над нею помещался Нерукотворный Образ Спасителя с двумя ангелами. Рядом с дверью находился образ Божией Матери «Всех Скорбящих Радосте», украшенный двенадцатью венчиками безпробного серебра. Далее у стены, также в первом ряду иконостаса, был поставлен образ святителя Николая Чудотворца с позолоченными окладом, полями, венцом с цатою из басменного серебра. Здесь же, в «приписи» на отдельной доске было изображено житие святителя. На повороте иконостаса по северной стене находилась Смоленская икона Божией Матери с предстоящими Иоанном Предтечей и другими святыми. Оклад, поля и пять венцов иконы были изготовлены из басменного серебра с позолотой. В «приписи», на отдельной доске, было изображено житие Иоанна Предтечи.
Во втором ярусе иконостаса в центре, в отдельном клейме, был помещен образ Отечества, по сторонам которого находились двенадцать икон двунадесятых праздников и два изображения — Страстей Господних и Воскрешение Лазаря. Все иконы этого ряда были старинного письма.
В середине третьего яруса был изображен Господь Вседержитель, по сторонам которого помещались изображения Божией Матери, Иоанна Предтечи и двенадцати апостолов. Все иконы также древнего письма.
В центре четвертого яруса иконостаса находился образ Божией Матери, именуемый «Знамение», по сторонам которого помещались четырнадцать икон с изображением пророков древнего письма.
В центре над иконостасом помещалось Распятие с предстоящими древнего иконного письма, а за ним на стене был изображен вид града Иерусалима. В 1879-1881 годах этот древний иконостас был заменен новым, изготовленным рыбинским купцом Павлом Сотсковым, часть икон для которого были написаны вновь, а часть, в основном местного ряда сохранена от старого иконостаса. Новый иконостас был устроен также в четыре яруса в новом стиле, основным отличием которого было написание новых икон праздничного, деисусного и пророческого рядов с использованием золоченого фона. Клиросы в церкви были столярной работы, выкрашенные краской. У правого клироса был поставлен киот, оклеенный красным деревом с позолоченными наверху резными символами Нового и Ветхого Заветов. В нем, в позолоченной раме за стеклом, находился чтимый в приходе Боголюбский образ Божией Матери с предстоящими святыми, украшенный серебряной ризой и двумя венцами со стразами. У левого клироса, в таковом же киоте большего размера, помещался образ Воскресения Христова с изображением около него Страстей Господних и двунадесятых праздников греческого письма.
Кроме этого интерьер церкви дополняли другие киоты, размещенные около столпов, поддерживающих церковный свод и в боковых простенках. Здесь можно было увидеть храмовую икону Богоявления, образ святых апостолов Петра и Павла, Казанскую, Иверскую и Смоленскую иконы Божией Матери и образ Её «Знамение». Все эти иконы были греческого письма, часть из них имела серебряные позолоченные украшения. В простенке южной стены в большой раме, отделанной под черное дерево находилось изображение Снятия со Креста, написанное в живописной манере на полотне. В алтаре Богоявленского храма на святом престоле долгие годы хранился антиминс священнодействованный митрополитом Ростовским и Ярославским Арсением в 1760 году. Жертвенник главного алтаря, размещался в отдельной апсиде с левой стороны. На горнемместе, у престола в киоте, оклеенном красным деревом с позолоченной внутри резьбой за стеклом, был помещен образ Божией Матери «Знамение», украшенный серебряной ризой и двумя позолоченными венцами. В венце Божией Матери были вставлены три разноцветных камня, а на двух финифтяных вставках сделаны соответствующие надписи. Вся эта икона была вставлена в старинный серебряный оклад весом около 2 килограммов. По сторонам этого киота размещались выносные запрестольные крест и богородичная икона.
В правой алтарной апсиде храма был устроен небольшой придел святителя Леонтия Ростовского чудотворца. Помещение алтаря этого придела было столь мало, что жертвенник здесь пришлось разместить в особо устроенной стенной нише.
Особый интерес вызывал старинный иконостас этого придела, с древними царскими вратами, которые по возрасту явно были старше самой Богоявленской церкви. Их створки состояли из двух частей, нижней в виде прямоугольника, и верхней в виде двух дуг, по которым была положена резная позолоченная накладка. На них находились шесть клейм в виде пятиглавых позолоченных храмов, а главы на них были посеребренными. В этих клеймах помещались традиционные изображения Благовещения Пресвятой Богородицы и четырех евангелистов. Кроме этого на царских вратах находились ещё пятнадцать изображений разных святых, а над вратами располагались ещё два клейма в виде пятиглавых храмов с изображением Тайной Вечери. Сам иконостас был устроен в два яруса, столярной работы, выкрашен зеленой краской, а резьба и рамы икон позолочены. Верх иконостаса выполнен полукругом, сообразуясь со сводом придела.
В этом иконостасе, с правой стороны царских врат, размещался образ Господа Вседержителя с предстоящим преподобным Сергием Радонежским, а рядом с ним образ святителя Леонтия Ростовского чудотворца. С левой стороны царских врат находилась небольшая Смоленская икона Божией Матери с «чудесами», написанными на отдельной доске. Далее размещалась северная дверь иконостаса с изображением на ней мученика Христофора.
В центре второго яруса находился образ Господа Вседержителя сидящего на престоле, а по сторонам располагались предстоящие Божия Матерь и Иоанн Предтеча и два ангела. Этот древний иконостас Леонтьевского придела с царскими вратами сохранялся до закрытия церкви в советское время.
В галерее северной стороны Богоявленского храма располагался ещё один придел в честь Казанской иконы Божией Матери. Сюда можно было пройти как с западной галереи, так и непосредственно из самой Богоявленской церкви через проход в северной стене.
Казанский придел имел двухъярусный иконостас, выкрашенный кармином и украшенный накладной позолоченной резьбой и четырьмя, также позолоченными колоннами, установленными на тумбах, и поддерживающими позолоченный карниз.
Резные позолоченные царские врата имели традиционные изображения Благовещения Пресвятой Богородицы и четырех евангелистов, размещенных в шести клеймах. Над царскими вратами в позолоченном резном сиянии помещалось изображение Святого Духа в виде голубя.
С правой стороны царскихврат, среди колонн, в позолоченной резной раме находился небольшой образ Господа Вседержителя, сидящего на престоле, в серебряных ризе и чеканном венце. Рядом с ним, в таковой же раме, помещались два небольших Казанских образа Божией Матери в серебряных ризах и венцах, и далее ещё образ явления Божией Матери преподобному Сергию Радонежскому.
С левой стороны царских врат располагался храмовый Казанский образ Божией Матери, украшенный серебряными чеканными ризой и венцами. Рядом с ним была устроена северная боковая дверь иконостаса с изображением на ней благоразумного разбойника.
Второй ярус иконостаса состоял из икон деисусного чина, в составе центральной иконы Господа Вседержителя и предстоящих Божией Матери, Иоанна Предтечи, двух ангелов и апостолов Петра и Павла. В завершении, над иконостасом, во фронтоне, в резном позолоченном клейме помещалось изображение Тайной Вечери. Этот иконостас также сохранялся до закрытия церкви в советское время.
В самом Казанском приделе, с правой стороны от иконостаса, в позолоченной резной раме на столярной тумбе был поставлен образ Господа Вседержителя. Рядом с ним помещалась Казанская икона Божией Матери в серебряном окладе и таковой же цате басменного серебра. С левой стороны, у клироса, находился образ святого пророка Илии. Вверху его была изображена Казанская икона Божией Матери с избранными предстоящими святыми, а на полях её были изображены священномученники Власий и Тихон Чудотворец. Пол в Казанском приделе был устроен деревянный.
Сводчатый подклет Богоявленского храма был приспособлен для богослужений в зимнее время, и для этого здесь были устроены два теплых придела. Его пространство освещалось девятью небольшими окнами, и отапливалось одной кирпичной печью, отделанной с двух сторон изразцами, и второй, подвижной железной печью «немалого размера» с железной трубой. Своды и стены нижней церкви были побелены известью и не имели стенного писания.
Теплый придел Введения вохрам Пресвятой Богородицы имел одноярусный иконостас, выкрашенный вместе с шестью колоннами и четырьмя полуколоннами темно-голубой краской. Рамы для икон и по приличным местам положенная резьба были позолочены. Резные позолоченные царские врата имели традиционные изображения Благовещения Пресвятой Богородицы и четырех евангелистов, помещенных в пяти клеймах, а над вратами устроена резная чаша Нового Завета с крестом.
С правой стороны царских врат, помещался Нерукотворный Образ Спасителя, «с приписью» на отдельной доске Страстей Христовых, погребения Христаи изображением избранных угодников Божиих древнего иконного письма. Рядом с ним, находился образ Божией Матери «Взыскание погибших» с девятью предстоящими ликами разных святых. Далее была устроена южная дверь иконостаса с изображением на ней архидиакона Евпла. Рядом, у стены, помещался образ святителя Димитрия Ростовского с изображением Божией Матери, именуемой «Ватопедская».
С левой стороны царских врат в иконостасе был помещен храмовый образ Введения во храм Пресвятой Богородицы, рядом с которым находился образ Коронования Пресвятой Богородицы «с чудесами» и образом Божией Матери «Казанская», которая вставлялась в доску с предстоящими по сторонам архидиаконом Стефаном и мученицею Александрой. Далее была устроена северная дверь иконостаса с изображением на ней архидиакона Стефана. Рядом с ней был помещен образ святителя Николая Чудотворца древнего письма. Над царскими вратами в треугольном фронтоне помещалось изображение Тайной Вечери, а над боковыми дверями иконостаса — резные позолоченные изображения символов Нового и Ветхого Заветов в сиянии. Над всеми местными иконами находились двенадцать резных изображений херувимов с позолоченными крыльями и лучами, отходящими от них.
В этом приделе были также устроены деревянные клиросы столярной работы с вызолоченными решетками, окрашенными голубой краской. У правого клироса стоял выкрашенный голубой краской киот с позолоченной резьбою, в который в зимнее время вставлялся чтимый образ Божией Матери «Боголюбская», переносимый из летней церкви. Икона небольших размеров вставлялась в доску, наверху которой было изображено Отечество, а по сторонам два ангела. Рядом в киоте с позолотой находился образ Петра, митрополита Московского.
Второй теплый придел был посвящен святителю Николаю Чудотворцу. Здесь на престоле долгие годы сохранялся святой антиминс, освященный в 1769 году.
Столярной работы одноярусный иконостас, окрашенный темно-зеленой краской, имел вверху полукружие сообразно церковному своду и позолоченные иконные рамы, и резьбу, а также резные позолоченные царские врата с традиционными изображениями Благовещения Пресвятой Богородицы и четырех евангелистов, размещенных в четырех круглых клеймах. Над вратами располагалось резное изображение Святого Духа в виде голубя в позолоченном сиянии. Изготовлен этот иконостас был в 1805-1806 годах дворовым столяром Африканом Ивановым, романовским иконописцем Иваном Голихиным и позолотчиком дворовым человеком Михаилом Федоровым. В 1818 году в теплой церкви вновь поновлялся иконостас, делались новые клиросы, писались новые царские врата с клеймами и перестилался деревянный пол. Все эти работы были исполнены подрядчиком Пошехонского уезда господина Александра Ивановича Голенищева-Кутузова дворовым человеком Максимом Хазовым. Золочение иконостаса исполнено Ярославской Диевской волости деревни Бегинской крестьянином Василием Михайловым.
В этом иконостасе, с правой стороны царских врат, в позолоченных рамах находились два небольших образа: первый из них — Господа Вседержителя в серебряной ризе и венце и второй образ с изображением девяти угодников Божиих: святителя Димитрия Затворника (?), великомучениц Варвары, Екатерины, Онисифора, Паисия и других в серебряном окладе и таковых же полях. Далее за ними был помещен храмовый образ святителя Николая Чудотворца.
С левой стороны царских врат, в двух позолоченных рамах также располагались два небольших образа. Первый из них, украшенная фольгой Казанская икона Божией Матери, на которой риза была вынизана китайским жемчугом с простыми камешками разных цветов. Второй образ — преподобного Феодосия Тотемского чудотворца в медной ризе и венце.
Вверху иконостаса в центре полукружия был помещен образ Господа Вседержителя сидящего на престоле, по сторонам которого были изображены пророк Моисей в молении с правой стороны, а с левой — Моление о Чаше. В 1877-1878 годах оба иконостаса теплого храма были заменены новыми, изготовленными рыбинским купцом Павлом Сотсковым, для которых была сохранена часть икон из старого иконостаса.
Восьмигранная каменная колокольня Богоявленской церкви была покрыта по кирпичному шатру железом, окрашенным синей краской. Вход на неё осуществлялся из галереи по деревянной лестнице. Её размеры: длина и ширина по 4 метра и высота — 25 метров. В 1855 году для укрепления фундамента колокольни крестьянином села Давыткова Романов- Борисоглебского уезда Федором Ковалевым у её стен были устроены упорные быки. На ярусе звона находились семь колоколов, из которых самый большой весил 1,77 тонны. В их числе сохранялись два древних колокола. На одном из них была надпись гласящая, что «Лета 7124 (1616) году поставил сей колокол раб Божий старец Киприан Евтихиев сын на Острове Богоявленском к Пресвятой Богородице и к Николе и к Леонтию чудотворцу по своей душе и по своих родителех». На втором колоколе, не- когдабывшем самым большим, была отлитасле- дующая надпись: «Лета 7180 (1762) году марта в 9 день вылит сей колокол Романовского уезда в Островский монастырь чудного Богоявления Госпола Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, пресвятыя Богородицы Введения и всех святых. А дал сей колокол Борисоглебской слободы посадский человек Никита Сергеев сын Молодушкин по своему обещанию и по своих родителях, а лил сей колокол мастер Федор Дмитриев сын Маторин».
В церковной ризнице находились многие предметы, древние по возрасту и значимые с исторической точки зрения. Среди них напрестольное евангелие, отпечатанное в 1681 году и украшенное позолоченным серебром, малый напрестольный крест с частицами мощей. Интересен был местами позолоченный потир беспробного серебра с резными украшениями, изготовленный в 1773 году. На его подножии была вычеканена надпись: «Сосуд господина Силы Игнатьевича Ушакова 84 золотника». Здесь также хранилось серебряное чеканное кадило 1722 года, с выгравированной на верхней крышке надписью: «Дал вкладу сие кадило в Романовско уезд в Богоявленско Остроско мрь гдин капитан Василе Алексеевич Берсенев
1722 году при игумне Питириме». Среди исторических книг отмечался благовестник блаженного Феофилакта Болгарского, отпечатанный в 1703 году и где по листам была надпись: «Лета от Рождества Христова 1706 февраля в 19 день сию Божественного писания книгу Евангелие Толковое в Пречестную и Святую обитель Богоявления Господня, что в Романовском уезде на Волге на реке в Островской монастырь, царствующего града Москвы подъячего Никифора Мелетьева сына Степанова его мать Агафья Андреева дочь для поминовения душ Мелетия, Никифера и до дни воли Божии о здравии Агафии, Иоанна, Марии, Петра, Екатерины дал вкладу и пояса шелковые».
© А.В. Михайлов, 2016
___________________________________________________________________
О храме Александра Невского Вы можите узнать на его официальном сайте
________________________________________________________________
В советские годы церкви села Хопылево не избежали участи многих и многих церквей разграбленных и оскверненных безбожной властью. Здесь ещё в конце 1920-х годов действовала религиозная община, состоящая из 374 человек, совершались традиционные крестные ходы с Боголюбской иконой Божией Матери по деревням прихода, но в конце 1930- х годов церкви были закрыты. Не избежал такой участи и древний Богоявленский храм, осматривая который, члены разных комиссий отмечали здесь наличие предметов «историче- ско-художественного» значения. Охраняемый государством древний памятник находится практически в руинированном состоянии, и это несмотря на то, что под его сводами был крещен великий русский адмирал Федор Федорович Ушаков. В последние годы здесь проведены неотложные работы по консервации здания. Из- за недостатка средств на настоящий момент они приостановлены, но есть надежда, на их возобновление.
© А.В. Михайлов, 2016
_____________________________________________________________________
По материалам книги: Михайлова Александра Владимировича «Церкви Рыбинского уезда». — Рыбинск, 2016.